НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАМАЗЕ

Прежде всего, следует знать, что намаз, как и многие другие мусульманские ритуалы, имеет определенные условия (шурутI, ед. число - шартI), которые необходимо соблюдать еще до вступления в намаз и в течение всего намаза, чтобы он считался действительным.
Кроме того, следует знать, что намаз состоит из арканов, суннатов и адабов.
Арканы (ед. число - рукну) намаза – это обязательные составные части намаза. Если не исполнить хотя бы один рукну, то намаз не состоится (считается недействительным). Поэтому в первую очередь следует изучать и исполнять арканы.
Суннаты – это желательные1 действия или молитвы, которые совершал или читал наш Пророк. Без их исполнения намаз не совсем полноценен, хотя и считается совершенным. За исполнение суннатов предусмотрено большое вознаграждение от Аллагьа. Поэтому постарайтесь не ограничиваться исполнением только арканов.
Адабы – это действия и молитвы, подводящие намаз к совершенству. За них также предусмотрено вознаграждение.
Проведем некоторую аналогию между намазом и человеческим телом, чтобы лучше понять роль арканов, суннатов и адабов в намазе.
Арканы подобны жизненно важным органам тела, без которых человек не может жить, таким как сердце, печень, желудок, легкие и т.д.
Суннаты подобны важным органам тела, без которых человек жить может, но становится физически неполноценным, таким как руки, ноги и т.д.
Адабы подобны элементам тела человека, делающим его красивым, таким как правильные черты лица, фигура и т.д.
Все молитвы, в том числе и читаемые в намазе, необходимо читать только на выдохе, то есть выдыхая воздух из легких.
Повторяющуюся часть намаза, его основную структурную единицу называют ракаатом (ракагIат). Любой намаз состоит из определенного количества ракаатов.
При совершении намаза следует помнить, что Аллагь видит нас, слышит нас и знает о всех наших мыслях, хотя мы Его и не видим. Такое состояние, когда вы осознаете и помните, что Аллагь вас видит, слышит и знает все ваши мысли, называется состоянием ихсана. Если во время совершения намаза вы обнаружите, что отвлеклись на посторонние мысли, тут же вернитесь в состояние ихсана. Таким образом, старайтесь как можно дольше оставаться в состоянии ихсана.

Важность правильного чтения молитв

Правильное чтение молитв в намазе и в других случаях является важным требованием, без соблюдения которого они могут быть не приняты. Поэтому каждый мусульманин должен постараться научиться правильно читать все молитвы (на арабском языке), которые он читает, и в первую очередь те, которые читаются в намазе, особенно являющиеся арканами (обязательными элементами) намаза. Подчеркиваем: очень важно научиться правильно произносить арабские звуки, слова, молитвы.
В арабском языке имеются краткие, долгие и сверхдолгие гласные и удвоенные согласные, несколько согласных с близким звучанием. Чтение молитв без учета этих и некоторых других особенностей недопустимо. Поэтому чтению молитв следует учиться непосредственно у учителей, владеющих тонкостями махраджа (правильного произнесения букв и чтения молитв).
Если поблизости нет учителя, владеющего махраджем, мусульманин обязан поехать туда, где есть такой учитель, даже если на это придется потратить столько средств, сколько необходимо для совершения хаджа.
Если мусульманин физически не может произносить ту или иную букву и это подтверждает учитель, у которого он учился, то в этом случае ему дозволено читать молитвы в намазе так, как он может. Но он не должен оправдываться, будто он не может правильно произносить молитвы, если он не приложил усилий и не пытался научиться этому.
Научиться правильно читать молитвы, необходимые для совершения намаза, - это обязанность каждого мусульманина (фарзуль-гIайн).
Поэтому весьма желательно научиться читать Коран (по-арабски).
Инша Аллагь, мы для начала ознакомим вас с самым необходимым, а в разделе “Комментарии и дополнения” - с тем, как совершенствовать свой намаз.

Условия намаза
(ШурутIу-с-салати)

Чтобы намаз считался действительным, чтобы Всевышний Аллагь принял его, еще до вступления в намаз и в течение всего намаза необходимо соблюдать следующие условия:
1. быть в состоянии ненарушенного омовения (полного и частичного);
2. тело, одежда и место (коврик), на котором совершается намаз, должны быть чистыми от нажасы (нажаса - нечистоты, признанные шариатом таковыми);
3. укрытие аврата (гIаврат - часть тела, которая по шариату должна быть укрыта);
4. совершение намаза в определенное для него время;
5. совершение намаза в сторону Киблы (Къибла).

Далее более подробно разъясним суть каждого из этих условий.

I. Омовение

Различают два вида омовения:
1.большое, или полное омовение الغسل(аль-гъусл);
2. малое, или частичное омовение الوضؤ(аль-вузуъ).

Полное омовение (гъусл)
Большое, или полное обязательное омовение (гъусл) - это ритуальное купание. Его следует совершать:
1. мужчинам и женщинам после полового акта, если даже он не завершился, достаточно самое малое его начало;
2. мужчинам и женщинам после оргазма (семяизвержения), независимо от того, где, как, с кем или при каких обстоятельствах это произошло;
3. женщинам после очищения от менструации;
4. женщинам после родов или выкидыша, по очищении от выделений.
Полное омовение в этих случаях желательно осуществить не откладывая.
Для того, чтобы полное омовение считалось действительным, необходимо, во-первых, сделать вначале омовения нийят мысленно (это фарз) и языком (это суннат), то есть необходимо иметь намерение совершить обязательное полное омовение: “Я намереваюсь совершить обязательное (фарз) полное омовение своего тела во имя Аллагьа”; во-вторых, вода должна омыть все тело, не оставив ни малейшей точки (то есть вода должна обтекать все тело, все его части, недостаточно просто намочить тело или его части). В частности, при купании должны быть омыты и волосы до корней, и места под ногтями, на теле не должно быть изолятора, который мешает соприкосновению воды с телом, например, лак на ногтях. Кроме того, на теле до начала ритуального купания не должно остаться нажасы.
Без обязательного полного омовения тела после его нарушения по причинам, изложенным выше, запрещено (хIарам) совершать намаз, прикасаться к Корану (Къуръан), носить Коран, читать что-либо из Корана (по книге или наизусть), совершать таваф (тIаваф - обход Каабы) и находиться внутри мечети.
Без обязательного полного омовения тела после его нарушения нежелательно кушать, пить что-либо, спать. Нежелательно также вступать в близость с женой, не совершив предварительно хотя бы малое омовение.
Женщинам при менструации, после родов или выкидыша все это запрещено с момента их начала. Кроме того, в этих случаях, то есть при менструации, при послеродовых и послевыкидышных выделениях, женщинам также запрещено соблюдать пост.
В такие периоды супругам запрещено вступать в половые контакты, мужу нельзя притрагиваться без преграды к телу жены между пупком и коленями. Жена также обязана запретить мужу делать это. Только после очищения от менструации или послеродовых и послевыкидышных выделений и совершения обязательного полного омовения снимаются все запреты, связанные с этими периодами

Малое омовение (вузуъ),
Порядок Его совершения

Прежде всего, следует отметить, что для совершения омовения необходимо пользоваться чистой водой, при омовении вода должна обтекать все моющиеся части тела. Кроме того, на теле не должно остаться нажасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой (например, лак на ногтях).
Перед омовением желательно применить сивак (зубочистку).
Омовение начинают с произнесения:
“АгIузу биллагьи мина-ш-шайтIани-р-ражим.
Бисмиллагьи-р-рахIмани-р-рахIим”. (“Я прошу спасения у Аллагьа от шайтана, отлученного от Милости.
Во имя Аллагьа Милостивого ко всем на этом свете, Милосердного только к мусульманам на том свете!”), - и моют кисти рук до запястьев (рис. 1). Их моют трижды.
После мытья рук одновременно ополаскивают рот и нос (рис. 2), набрав для этого воду правой рукой. Затем левой рукой высмаркивают, очищают нос. Эту процедуру тоже повторяют три раза.
Затем набирают воду в руки, произносят мысленно и языком нийят: “Я намереваюсь совершить обязанности омовения во имя Аллагьа, Аллагьу акбар”, - и одновременно моют лицо (рис.3). Следует отметить, что произнесение нийята языком является суннатом (желательным), а мысленно - фарзом (обязательным). Кроме того, мысленное намерение должно совпасть с началом мытья лица.
Лицо также моют трижды.
Граница обязательной для мытья части лица проходит по нижней части подбородка, по границе ушей, включая виски, далее чуть выше границы волос на лбу (рис. 4). Но желательно мыть больше этого.
При мытье лица, как и других омываемых частей тела, для начала достаточно произносить шахадат. В дальнейшем желательно выучить и читать специальные молитвы.
Затем моют трижды правую руку по локоть и чуть выше (рис.5, 5 “а”).
При этом желательно ладонь левой руки положить на тыльную сторону правой руки и пальцами левой руки провести (помыть) между пальцами правой руки (рис. 5 “б”).
Затем точно так же, как и правую, моют (тоже трижды) левую руку.                        
После этого трижды совершают масху (масхIу) – поглаживание волос передней четверти (лучше полностью) головы (включая лоб) намоченными руками (рис.6).
Для этого на руки наливают воду, чтобы она протекла по ним, затем ими поглаживают переднюю четверть головы (лучше всю голову), проведя ими от лба в сторону затылка и наоборот.
И эту процедуру тоже повторяют трижды. Затем трижды моют (протирают) уши снутри и снаружи.
Для этого указательные пальцы обеих рук вставляют в ушные раковины, обхватывают уши большими пальцами и круговыми движениями протирают - указательными пальцами внутренние стороны, а большими пальцами внешние стороны ушей (рис.7). После чего ладони рук прикладывают к ушам и слегка прижимают.
После этого трижды левой рукой моют правую ногу, включая щиколотки (лодыжки) и чуть выше (рис.8). При этом вода должна проходить и между пальцами ног.
Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево.
Затем точно так же, левой же рукой моют (трижды) и левую ногу.
И так же мизинцем левой руки проводят между пальцами ног справа налево.
На этом омовение завершается.
Мы описали порядок совершения омовения, включая все его арканы (обязательные элементы) и некоторые суннаты. Ниже разъясним, какие из описанных выше действий являются арканами, а какие суннатами.

1 Здесь и в дальнейшем слово “суннат” переводится как “желательное”. Следует обратить внимание на то, что слово “желательное” здесь не означает “неважное”. В словаре С.И.Ожегова слово “желательное” толкуется как “целесообразное”. Именно в таком смысле употреблено оно здесь.

*  *  *

Условия омовения (вузуъ)
Для того, чтобы омовение считалось действительным, необходимо соблюдать следующие условия:
1. быть мусульманином;
2. дееспособность;
3. для женщин - очищение от менструации и послеродовых или послевыкидышных выделений;
4. вода для омовения должна быть чистой1 (родниковая, речная, морская, минеральная и другая природная вода считается чистой);
5. вода должна обтекать все моющиеся части тела;
6. во время омовения на моющихся частях тела не должны быть нечистоты (нажаса)2;
7. отсутствие на теле того, что может изменить цвет, запах или вкус чистой воды;
8. во время омовения на моющихся частях тела не должно быть даже малого количества какого-либо изолятора (краска, лак, клей и т.д.), препятствующего, соприкосновению воды с тем или иным участком тела.
9. необходимо осознавать обязательность данного омовения;
10. у совершающего омовение не должно быть ложного убеждения в том, что элементы омовения, которые на самом деле являются фарзом, - будто бы всего лишь суннат;
11. совершение омовения после наступления времени намаза. Данное условие относится только к больным, страдающим недержанием мочи, газов или кала.
Арканы омовения
Арканами, то есть обязательными элементами омовения являются:
1. произнесение мысленного нийята одновременно с началом мытья лица;
2. мытье лица;
3. мытье обеих рук, включая локти;
4. масху – поглаживание головы намоченными руками;
5. мытье обеих ног, включая щиколотки (лодыжки);
6. соблюдение вышеприведенной последовательности исполнения элементов омовения.
Обязательным является мытье всех омываемых частей тела по одному разу.
Если исполнены все арканы омовения, то оно считается совершенным (действительным). Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно (считается несовершенным).
Суннаты омовения
Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов и по возможности исполнять побольше суннатов.
Суннатами омовения являются:
1. применение сивака;
2. произнесение в начале “АгIузу…” и “Бисмиллагь…”;
3. предварительное мытье кистей рук до запястьев;
4. мытье всех омываемых частей тела сверх обязательного;
5. мытье всех омываемых частей тела по три раза;
6. мытье сначала правой части тела (т.е. правой руки и правой ноги), затем – левой;
7. полоскание рта и носа одновременно;
8. поглаживание всей головы намоченными рукам;
9. протирание ушей;
10. совершение омовения сидя лицом к Кибле;
11. протирание рукой омываемых частей тела;
12. разведение волос, если борода густая;
13. разведение пальцев рук и ног при их мытье;
14. омовение всех частей тела подряд, одной за другой (не затягивая по времени);
15. чтение шахадата (обеих частей) после завершения омовения;
16. выпить из оставшейся после омовения воды.
Кроме того, желательно читать специальные молитвы в начале и в конце омовения и при мытье омываемых частей тела3.

Нежелательные действия (карагьат)
при совершении омовения

Карахатом при совершении омовения является:
1. излишняя трата воды (желательно расходовать не более 1 литра воды);
2. омовение каждого из частей тела более трех раз;
3. встряхивание воды с рук;
4. хлопанье руками по лицу при его мытье;
5. вытирание полотенцем;
6. чтобы воду при омовении наливал другой человек;
8. совершение омовения водой, нагретой на солнце в медной посуде;
9. посторонние разговоры при омовении;
10. совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;
11. глубокое полоскание рта во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь.

Нарушение омовения

Омовение нарушается (становится недействительным) в следующих случаях:
1. при выходе чего-либо из полового органа или из анального (заднепроходного) отверстия: кала, мочи, газов и т.д;
2. при наступлении сна; но омовение не нарушается, если человек уснул сидя, так чтобы при этом выход газов был невозможен;
3. при потере сознания по какой-либо причине (опьянение, болезнь и т.д.);
4. при непосредственном (без преград) прикосновении любой части тела к телу (коже) человека противоположного пола, с которым шариат разрешает брак, то есть при касании рук или других частей тела мужчины к женщине, с которой разрешен брак, и наоборот.
Омовение не нарушается при прикосновении к матери (у женщин - к отцу), мачехе (отчиму), тете (дяде), бабушке (дедушке), сестре (брату), молочной сестре (молочному брату), дочери (сыну), падчерице (пасынку), племяннице (племяннику) и т.д., то есть к тем, с кем шариат запрещает брак (махIрам).
Омовение не нарушается и при прикосновении к волосам, ногтям или зубам;
5. при непосредственном (без преграды) касании ладонями или внутренними сторонами пальцев (т.е. тех частей, которые касаются друг друга, если приложить друг к другу ладони рук) как к своим, так и к чужим половым органам или к анальному кольцу.
Тому, у кого нарушено омовение, запрещено совершать намаз, таваф (тIаваф - обход Каабы), притрагиваться к Корану (читать наизусть что-либо из Корана, не трогая его, разрешается), носить Коран.

Если нет воды для омовения

Если для омовения нет чистой воды, а также если совершение омовения невозможно из-за ран, травмы, болезни, то следует чистой землей совершить таямум (о таямуме читайте ниже).
Если и для таямума нет условий (или нет возможности соблюдать другие условия намаза), то необходимо совершить намаз даже без омовения (или без соблюдения других условий), проявляя уважение к сроку данного намаза. Но совершенный таким образом намаз необходимо возместить как только появится возможность совершить омовение (или исполнить другие условия).

Таямум

Таямум совершают следующим образом. Вначале подбирают место, где есть чистая пыльная земля. Произнеся соответствующий нийят: “Я намерен совершить фарз-таямум, позволяющий совершить намаз”, - ударяют ладонями обеих рук (прижав пальцы) о землю, затем проводят ими по лицу, протирают его, охватив все лицо.
Затем, встряхнув с рук остатки земли в сторону, повторно ударяют ладонями обеих рук (с разжатыми пальцами) о землю и сначала левой рукой протирают правую руку по локоть, потом правой рукой - левую (ту часть руки, которую моют при омовении).
На этом таямум завершается.
Таямум действителен только для исполнения одного фарза (суннаты можно исполнять сколько угодно), для второго фарза совершают таямум второй раз, для третьего фарза – третий и т.д.
Существуют три условия, при наличии которых разрешается таямум.
1. Объективная уважительная причина (гIузру): болезнь, из-за которой невозможно совершить омовение, или нахождение в пути.
2. Невозможность достать воду при всех усилиях.
3. Малое количество воды, которое необходимо для удовлетворения жизненно важных потребностей.

Условия таямума

1. Таямум должен быть совершен землею.
2. Земля должна быть чистой.
3. Земля не должна быть уже однажды использованной для таямума.
4. С землей не должна быть смешана мука или что-либо подобное ей.
5. Необходимо иметь намерение на землю.
6. Совершение отдельного таямума для каждого фарза.
7. Двукратное хлопанье ладонями по земле и проведение ими по лицу и по обеим рукам.
8. Предварительное очищение тела от нажасы.
9. Определение Киблы до начала совершения таямума.
10. Наступление времени данного намаза.

Фарзы таямума

1. Прилипание земляной пыли к рукам.
2. Произнесение нийята в начале таямума, ударяя ладонями о землю и протирая лицо.
3. Протирание лица.
4. Протирание обеих рук, включая локти.
5. Соблюдение приведенной последовательности исполнения арканов.

что нарушает таямум

1. Все то, что нарушает омовение, – нарушает и таямум.
2. Появление воды, пригодной для омовения.

II. Чистота тела,
одежды и места моления

Чистота тела, одежды и места совершения намаза (коврика) от нажасы (нечистот)4 также является необходимым условием намаза. К нажасе относятся кал, моча, другие выделения из половых органов (кроме спермы) и из заднего прохода, а также гной, кровь, рвотные массы, алкогольные напитки, молоко животных, мясо которых запрещено есть, собака, свинья, павшее (не зарезанное) животное и т.д.

III. Укрытие аврата

Авратом (гIаврат), который необходимо укрывать, у мужчин является часть тела между пупком и коленями.
Это самое меньшее, что необходимо укрыть при совершении намаза. Но желательно быть одетым в брюки, рубашку с длинными рукавами и на голове иметь шапку. Ибо совершать намаз, не укрыв тело подобным образом, когда это возможно, даже с засученными рукавами, является карахатом (неодобряемым).
У женщин же авратом является все тело, кроме лица и кистей рук до запястьев, то есть все остальное тело, включая ноги и шею, должно быть укрыто одеждой.
Следует отметить, что женщина должна укрывать свое тело подобным образом и выходя на улицу. Таково требование Ислама.

IV. Время намаза

Для каждого из пяти обязательных намазов установлено строго определенное время его совершения.
Кроме обязательных намазов, определенное время совершения имеют и некоторые суннат-намазы, например, ратибаты (суннат-намазы, совершаемые вместе с обязательными), ид-намазы (праздничные намазы), таравихи (намазы, совершаемые в месяце Рамазан после ночного обязательного намаза), витру, зуха, тагьажжуд, аввабины, ишрак и т.д.
Здесь мы рассмотрим только время совершения обязательных намазов.

Время утреннего намаза

Время утреннего намаза наступает с началом рассвета и продолжается до начала восхода солнца.
Перед рассветом в небе с восточной стороны появляется белая полоса в виде лисьего хвоста, направленного с востока на запад. Это явление называется ложным рассветом, и время утреннего намаза при этом еще не наступает. Через некоторое время появляются белые полосы поперек “лисьего хвоста”. Появление этих поперечных белых полос и считается началом рассвета и наступлением времени утреннего намаза.

Время обеденного намаза

Время обеденного намаза наступает, когда солнце проходит зенит и начинает клониться к западу, и продолжается до начала времени предзакатного намаза.
Для определения времени обеденного намаза следует установить ровную палку вертикально (под углом 90 градусов) на горизонтальной поверхности. По мере приближения солнца к зениту тень палки становится все короче и короче. Когда солнце находится в зените, тень палки становится самой короткой, а в дальнейшем, когда солнце начинает клониться на запад, тень начинает увеличиваться. Вот в это время, когда длина тени начинает расти, и наступает время обеденного намаза. Продолжается оно до наступления срока предзакатного намаза.

Время предзакатного намаза

Время предзакатного намаза начинается, когда длина тени вертикально установленной палки равна сумме длины палки и длины самой короткой ее тени (т.е. длины ее тени, когда солнце находилось в зените), и продолжается до полного захода солнца.

Время вечернего намаза

Время вечернего намаза начинается с полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево (красноватый отсвет заката) на западной стороне.

Время ночного намаза

Время ночного намаза начинается с окончанием времени вечернего намаза и продолжается до начала рассвета, то есть до наступления времени утреннего намаза.

Другие сведения о времени намаза

Хотя намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, необходимо постараться совершить его сразу по наступлении времени его совершения, поскольку вознаграждение при этом мы получим самое большое.
Далее, с прохождением времени, вознаграждение за намаз уменьшается.
После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, вознаграждение мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной. За оттягивание совершения намаза на еще более поздний срок без уважительной причины (гIузру) нам записывается грех, причем, чем позднее совершим намаз, тем больше грех.
Намаз считается совершенным в срок, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время.
Если же вышло время совершения намаза, то его необходимо возместить как можно быстрее, не откладывая, например, до следующего намаза. В нийяте при этом следует говорить, что намерены возместить этот намаз.
Необходимо отметить, что любой пропущенный намаз следует возместить как можно быстрее - чем раньше, тем лучше.

Время, когда совершение намаза
является карахатом

Карахату-ттахримом (карагьату-ттахIрим) является совершение намаза без причины в следующие периоды:
1. когда солнце находится в зените (кроме как в пятничный день);
2. после утреннего намаза до восхода солнца на высоту штыка;
3. после того, как солнце приобретает желтовато-красный цвет перед его заходом и до полного его захода.
В эти периоды можно совершать намаз, совершаемый после проявления какой-либо причины, например, суннат-намаз, совершаемый после омовения, или во время солнечного или лунного затмения, или для моления о дожде и т.д.
В мечети Харам, в Мекке (т.е. в мечети, в которой находится Кааба), также можно совершать намаз в любое время.
Возмещать намаз также можно в любое время.

V. Кибла

Намаз необходимо совершать повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Мекке. Направление, в котором находится Кааба, называется Киблой (Къибла).
В какой бы точке планеты мусульманин ни находился, намаз он совершает повернувшись в сторону Каабы (Мекки). Для Дагестана Кибла находится примерно в южной стороне, точнее на несколько градусов западнее южного направления.

Количество ракаатов в намазе

Каждый намаз состоит из определенного для него количества ракаатов.
Утренний фарз – намаз состоит из двух ракаатов, вечерний – из трех, остальные три фарз-намаза – обеденный, предзакатный и ночной – каждый состоит из четырех ракаатов.

1 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Чистая вода".
2 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Нажаса".
3 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Молитвы, читаемые при омовении".
*  *  *

Комментариев нет:

Отправить комментарий